Название китайского банка при этом не указано, но судя по всему речь идет о кредите на модернизацию, поскольку указано, что 60% финансирования пойдут на закупку оборудования из Китая и 40% - у украинских машиностроителей. Кредит необходим «Нафтогазу Украины», поскольку Международный валютный фонд (МВФ) требует от властей страны модернизации газотранспортной системы и выводе на безубыточность ее оператора. Кредит, сообщает украинское издание, дается под правительственную гарантию и начнет поступать уже в 2016 году.
«Информация такая на рынке есть, но она не подтверждена, - пояснил «Эксперт Online» президент Газового союза Сергей Чижов. – Это действительно большая сумма и она в самом деле поможет модернизировать для последующей рентабельной работы газотранспортные мощности «Нафтогаза».
Ранее глава правления «Нафтогаза» Андрей Кобелев заявил, что компания находится на грани дефолта с 2009 года. «Это состояние в той или иной мере меняется, но оно продолжается», — добавил он.
В прошлом году дотации госбюджета Украины для «Нафтогаза» составили 110 млрд гривен (1/5 бюджета страны) и увеличились за последний год-два почти втрое. В январе-июне 2014 года компания снизила доход от транзита российского природного газа в страны Европейского Союза и СНГ до 9,03 млрд грн, что на 17% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сейчас основной убыток складывается ввиду разницы цены импортируемого из России для своих нужд газа за 385 долларов за тысячу кубометров, который на внутреннем рынке стоит ниже 300. На днях «Нафтогаз» объявил о необходимости повышения розничных цен до 319 долларов (при том, что МВФ требует рыночной цены), что сразу традиционно вызвало социальное недовольство.
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в начале года подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента НАК «Нафтогаз Украины» в иностранной и национальной валюте на уровне «CCC».
«Рейтинги «Нафтогаза» находятся на одном уровне с суверенными рейтингами Украины, его единственного акционера, и отражают сильные связи с государством, сохранение слабых финансовых показателей и подверженность политическим рискам. Своевременная финансовая поддержка от государства продолжает играть ключевую роль для кредитоспособности «Нафтогаза», который имеет операционный дефицит, вызванный разницей между ценами на импортируемый газ и газовыми тарифами на внутреннем рынке. Без такой поддержки компания, вероятно, допустила бы дефолт», – отмечает агентство.
На этом фоне правительство Украины намерено урезать на 5,8% субсидирование «Нафтогаза», о чем заявила министр финансов Украины Наталия Яресько. «Да, это немного, но это наш первый шаг», - добавила она. На дотацию «черной дыры», как назвал «Нафтогаз» известный финансист Джон Сорос, в 2015 году выделена всего 31 млрд гривен. На прошлый год планировалось тоже не более 20, однако сумма выросла почти в пять раз, несмотря на регулярные заверения Минфина Украины о необходимости урезать субсидирование полубанкрота.
«Я бы вообще на месте китайцев не давал денег «Нафтогазу», поскольку там выход на безубыточность не просматривается, - поделился с «Эксперт Online» директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. – Даже если они получат эффект экономии от модернизации своей трубы, они потеряют доходы от транзита российского газа в Европу после ввода «Турецкого потока». Европа от этого отказаться не сможет, а «Газпром» уже заявил, что будет поставлять газ туда только через Турцию, а если не возьмут, будут продавать в Азию».
Но теоретически у «Нафтогаза» есть варианты обойтись без транзитных доходов, для этого и необходимо модернизировать мощности для дополнительной добычи собственного газа. Все таки предприятия компании добывают более 97% газа и нефти в стране. МВФ прогнозировал безубыточность «Нафтогаза» именно с учетом разработки новых месторождений и освоения новых маршрутов поставок нефти и газа на экспорт.
«Поэтому, насколько мне известно, китайский банк требует сейчас правительственных гарантий Украины, подтвержденных международными институтами – МФВ, Европейским банком реконструкции и развития, кого-то еще, - говорит Сергей Чижов. – Им главное, чтобы в случае провала кто-то оплатил потери».
|