Главная » 2018 » Апрель » 28 » Сабетта – морские ворота русской Арктики
17:09
Сабетта – морские ворота русской Арктики
В Салехарде двадцатого и двадцать первого мая прошла четвертая международная конференция «Ямал Нефтегаз 2015». Руководители, специалисты российских и зарубежных нефтегазовых компаний, перерабатывающих, инжиниринговых компаний, ученые и представители надзорных ведомств - все, кто, так или иначе, связан с топливно-энергетическим комплексом России, собрались в столице арктического региона. Обсуждали состояние и перспективы отрасли. Чаще всего слышны были слова «санкции», «импортозамещение», «арктический шельф», «Ямал СПГ» и «Сабетта». Последнее слово мало что говорит непосвященным в современные реалии российской Арктики. Между тем, этот маленький поселок на берегу Обской губы является ключевым в деле освоения российской части арктического шельфа и развития программы Северного морского пути. Как получилось, что маленький национальный поселок, в котором в 2006 году проживало девятнадцать человек, превратился вдруг в большой вахтовый поселок с девятью тысячами живущих в нем работников, международным аэропортом и морским портом, способным круглогодично принимать и отправлять танкеры в Европу, Азию и Америку? Началось все в далеком уже 1974 году, когда геологи обнаружили на северо-востоке Ямальского полуострова крупное месторождение газа. Работы по разведке показали, что Южно-Тамбейское месторождение состоит из пяти газовых пластов неглубокого залегания и тридцати семи газоконденсатных пластов глубокого залегания. Глубина залежей составляет от 900 до 2850 метров. На тот момент разрабатывать месторождение было некогда, хватало и других забот, а потом исчезло с карты мира и само государство. В девяностые годы на Ямале тоже было чем заняться, надо было сохранить то, что есть, новыми проектами заниматься возможности не было. И только в двадцать первом веке Южно-Тамбейское месторождение вновь привлекло внимание газодобытчиков. Оператором проекта, владельцем лицензии и всех активов стала компания «Ямал СПГ», совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК», владельца шестидесяти процентов акций, французской Total и китайской CNPC, доля каждой из них - двадцать процентов. Аббревиатура «СПГ» в названии компании означает «сжиженный природный газ». Именно в этом формате было решено поставлять сырье с месторождения. Поставки газа танкерами в сжиженном виде имеют ряд преимуществ. В первую очередь - независимость от трубопроводной сети «Газпрома» и стран, через которые она проходит транзитом по пути к заказчику. Кроме того сжиженный газ – это оптимальное топливо для некоторых видов транспорта. Это, в первую очередь, водный транспорт, карьерные самосвалы и техника, работающая вдали от больших городов. Вообще, переход на СПГ – глобальный мировой тренд. Объем мирового производства вырос от 140 млн. тонн в 2004 году до 240 млн. тонн в 2014. И, согласно всем прогнозам, доля СПГ на рынке энергоносителей будет только расти. Доля России в мировом рынке газа на сегодня около двадцати пяти процентов. При этом сжиженный природный газ производит только сахалинский проект «Газпрома», дающий не более пяти процентов мирового СПГ. Очевидно, что Россия находится в аутсайдерах рынка и ситуацию необходимо менять. Согласно проекту Энергостратегии - 2035, доля России в мировой торговле СПГ должна увеличиться до 14,3 процента в 2020 году и до 19,3 процента в 2025 году. Но, чтобы достичь этих показателей, нужно ускоренными темпами запускать заводы по производству СПГ. В том числе и Ямальский проект. На Южно-Тамбейском месторождении провели комплекс геологоразведочных работ, включающий сейсмические исследования, бурение разведочных скважин, создание геологической модели месторождения и подсчет запасов. Доказанные и вероятные запасы месторождения по российской классификации составляют 1,3 трлн. кубометров С1 + С2. По международной классификации – чуть менее триллиона кубометров. Когда приняли решение сжижать добываемый на месторождении газ, встал вопрос о том, где его перерабатывать и как доставлять заказчику. В этот момент в поле зрения газовиков и попал маленький поселок Сабетта. Рядом с ним было решено строить завод по производству сжиженного природного газа, а в самом поселке – аэропорт и морской порт. Для реализации проекта такого масштаба было необходимо создать инфраструктуру. В 2010 году в районе Сабетты закипела стройка. На месте старого поселка геологоразведчиков очень быстро вырос поселок для работников «Ямал СПГ». А в непосредственной близости от объектов, обслуживаемых подрядчиками, возводят поселки для их сотрудников. Сегодня создана вся необходимая инфраструктура: комплекс объектов жизнеобеспечения, склады ГСМ, подведены вода и отопление, очистные сооружения. Сейчас в Сабетте живут единовременно около девяти тысяч человек, на пике стройки ожидается более пятнадцати тысяч. Когда менеджмент «Ямал СПГ» сообщил, что в Сабетте построят морской порт, скептики сразу же начали критиковать идеи. Мол, и загружать его будет нечем, и строить дорого. Но проект получил поддержку в самом верхнем эшелоне власти. «Порт Сабетта должен сыграть роль одной из опорных точек Северного морского пути. Этот кратчайший маршрут, соединяющий Европу и Азию, в последние годы становится все более оживленным», - заявил президент России Владимир Путин во время своего визита на Ямал. Порт сооружают совместно c Федеральным агентством «Росморречфлот» на принципах частно-государственного партнерства. От имени «Росморречфлота» выступает «Росморпорт». Он отвечает за те объекты в порту, которые должны быть в федеральной собственности: акватория порта, подходные каналы, защитные сооружения, системы управления движением судов, а также все пограничные, таможенные и портовые службы. По состоянию на май 2015 года построены уже четыре причала. Запланированы еще два. Основная задача порта пока - приемка строительных грузов и модулей для завода СПГ. После постройки порта из него будет отгружаться СПГ для поставки в Европу и, особенно, в Азию. На конференции «Ямал Нефтегаз 2015» генеральный директор «Росатомфлота» Вячеслав Рукша отметил, что расчеты показали - поставки СПГ танкерами из порта Сабетта Северным морским путем, например, в порт Нинбо (Китай), могут конкурировать по скорости с поставками из Персидского залива. Уже два года с помощью ледоколов «Росатомфлота» идет круглогодичная навигация. За прошлый год в Сабетту привезли около двух миллионов франко-тонн, в нынешнем планируется доставка трех миллионов франко-тонн различных грузов. За два сезона в порту проделали серьезный объем дноуглубительных работ – изъято около 23 млн. кубометров грунта. В начале февраля 2015 года произошло еще одно важное событие в жизни Сабетты - ввод в эксплуатацию аэропорта. Пока он сертифицирован для рейсов внутри Российской Федерации. С момента запуска аэропорт уже принял более трехсот рейсов, которыми перевезли более 30 тыс. пассажиров. Достраивается международный сектор аэропорта и готовится сертификация для международных рейсов. Когда все формальности уладят, Сабетта станет первым международным аэропортом на территории Ямала. Стратегически важным для развития Сабетты и включения её в общегосударственную транспортную инфраструктуру стало решение довести до порта железнодорожную ветку Северного широтного хода. Это позволит создать необходимый для работы порта грузопоток. Появится возможность перегружать на железнодорожный транспорт товары и грузы, поставляемые по Северному морскому пути. Таким образом, Ямал становится ключевым регионом в деле освоения русской Арктики и обеспечения грузопотока на Севморпути. А когда-то маленький поселок Сабетта теперь стал транспортным узлом международного уровня и важнейшей точкой на карте русского Севера.
Просмотров: 352 | Добавил: ateftrol1971 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0


Бесплатный хостинг uCoz
Copyright MyCorp © 2024