"Сургутнефтегаз" намерен наконец начать строительство комплекса глубокой переработки нефти на Киришском НПЗ. Этот проект компания обещает реализовать уже более десяти лет. Источник в "Сургутнефтегазе" сообщил Reuters, что соответствующий контракт более чем на 1 млрд долл. компания может подписать уже на следующей неделе. В этом случае примерно через два года она станет владельцем одного из самых современных НПЗ в России и начнет думать о сооружении своего портового терминального комплекса для экспорта бензина и дизельного топлива. Примерно полтора года назад "Сургутнефтегаз" объявил тендер по выбору генерального подрядчика комплекса гидрокрекинга. "В апреле вполне реально завершить тендер, может быть, даже на следующей неделе. Сейчас руководство компании изучает контракт", - утверждает источник. По его словам, "Сургутнефтегазу" предстоит сделать выбор между двумя российскими, одной сербской и одной корейской подрядными организациями. "Завершить строительство комплекса глубокой переработки нефти в Киришах реально к первому кварталу 2009 года", - говорит источник. "Сургутнефтегаз", как и многие российские нефтедобывающие компании, нуждается в перерабатывающих мощностях. При добыче 65,5 млн тонн нефти по итогам прошлого года он перерабатывает чуть больше 20 млн тонн нефти. От совместной с "Роснефтью" идеи о втором НПЗ в Ленинградской области неподалеку от Приморска пришлось отказаться из-за дороговизны проекта и сконцентрировать все внимание на Киришах. За счет гидрокрекинга "Сургутнефтегаз", во-первых, хочет повысить глубину переработки до 75-85% (сейчас - около 55), существенно повысив выход высокооктановых бензинов. А во-вторых, увеличить объем производства. В перспективе компания собирается перерабатывать в Киришах до 25 млн тонн нефти в год, но это будет только после 2012-2013 годов, когда построит комплекс каталитического крекинга. Впрочем, расходы только на комплекс гидрокрекинга за время проектирования выросли примерно на 40%. Год-полтора назад "Сургутнефтегаз" считал, что проект обойдется ему примерно в 800 млн долл., теперь же речь идет о 1-1,2 млрд. Хотя для компании, обладающей несколькими миллиардами долларов свободных денежных средств, это явно не проблема. Тем не менее с середины 1990-х годов "Сургутнефтегаз", как говорят близкие к компании источники и чиновники Ленинградской области, стремился всячески снизить стоимость проекта и добиться налоговых преференций, а также льгот на ввоз не производимого в России оборудования. Правда, значительных льгот под киришский проект компания так и не получила, а за это время металлы и электроэнергия подорожали, из-за чего и пришлось пересмотреть расходы на проект. После того как контракт будет подписан, судя по всему, "Сургутнефтегаз" займется другим своим долгостроем - нефтепродуктовым терминалом в бухте Батарейная недалеко от Санкт-Петербурга, через который собирался экспортировать 10-15 млн тонн бензина, дизтоплива и мазута в год. Руководство компании и ее президент Владимир Богданов неоднократно говорили, что два проекта взаимосвязаны: Батарейная будет строиться только после гидрокрекинга.
|