Россия намерена получить право на разработку нефти и газа в Арктике, объем которых исчисляется миллиардами тонн.
Это может случиться, если ООН удовлетворит заявку РФ о территориальных притязаниях в Арктике. . Как и ранее, Россия настаивает на расширении границ своего арктического шельфа, надеясь присоединить хребет Ломоносова и другие участки дна Северного Ледовитого океана.
Снижение нефтяных котировок на мировом рынке нефти привело к тому, что большинство энергетических компаний решили существенно сократить инвестиции на развитие дорогостоящих и сложных в исполнении проектов в Арктике.
Действительно, разведка и бурение в Арктике — занятие дорогостоящее. Ранее правительство Норвегии заявило, что заморозка планов по работам на арктическом шельфе в долгосрочной перспективе может себя оправдать, поскольку дешевая нефть распугает потенциальных инвесторов, но зато в Арктике к тому моменту, когда разведка и добыча в этом регионе станут рентабельными, останутся работать не так уж и много компаний.
Видимо поэтому многие компании-энергогиганты не стремятся полностью уйти из Арктики, предпочитая лишь значительно сократить инвестиции в этот регион. Так, пока остается там шведская Lundin Petroleum, которая хоть и снизила свою активность в этом экологически уязвимом районе, но все-таки приняла решение пробурить четыре разведочных скважины в Баренцевом море в 2015 году. Австрийская OMV, немецкая Wintershall AG и итальянская Eni тоже не прочь немного подумать над своими арктическими проектами, хотя и эти компании еще больше шведов снижают свою активность -они намерены пробурить всего по одной разведочной скважине в нынешнем году, тогда как в прошлом совместно пробурили 13 «северных» скважин.
Впрочем, и российская «Роснефть» с норвежской Statoil также уменьшили свою активность в арктическом регионе, а вместе с ней и свои прямые инвестиции.
Statoil притормозила планы по разработке нефтеместорождения Johan Castberg в Баренцевом море. Причина такая же -дороговизна проекта при низких ценах на «черное золото», хотя это месторождение только по предварительным данным содержит от 400 млн до 600 млн баррелей нефти. Но все равно пока компания не решились пойти на запланированный ранее уровень инвестирования в регион, так как лишь установка новых буровых в норвежском секторе для разработки этого месторождения обойдется в кругленькую сумму — порядка 15 млрд долларов. Окончательное решение по работам на месторождении компания решила принять не раньше 2016 года. Или даже позже.
Ранее эксперты прогнозировали, что пройдет не так уж и много времени как Арктика станет важным регионом для добычи углеводородного сырья и судоходства, поскольку климатические изменения в этом регионе происходят быстрее, чем где бы то ни было, и что связано это, возможно, со сжиганием газа, в результате чего происходят выбросы углекислого газа. Нефть и газ еще долго останутся главными энергоресурсами в обозримом будущем. Одним словом, вся борьба за Арктику еще впереди.
Подписанная российским президентом Владимиром Путиным новая редакция Морской доктрины России предусматривает в числе прочего укрепление национальной безопасности в Арктике и сохранение лидирующих позиций РФ в освоении региона. Речь идет в том числе о добыче полезных ископаемых на шельфе и прибрежной зоне.
|